Кто и почему должен оплачивать услуги риэлтора

Кто и почему должен оплачивать услуги риэлтора

На первый взгляд этот вопрос кажется прозаичным, но он затрагивает ключевые проблемы идеологии и стандартов современного рынка недвижимости.

Так кто же именно обязан оплачивать услуги риэлтора?

Этот простой вопрос вызывает множество споров и противоречивых мнений. Более того, даже сами агентства недвижимости поделились на тех, которые работают от продавца и тех, что работают от покупателя.

Если раньше большинство агентств полагало, что их услуги обязан оплачивать покупатель, то позже все изменилось с точностью до наоборот, и все вдруг стали требовать оплату у продавцов.

И сегодня нет четкой линии, которой придерживались бы все без исключения агентства, что делает невозможным создание единого стандарта работы на современном рынке недвижимости.

Более того, отсюда возникает целый ряд непонятностей. Действительно, почему оплачивать услуги агентства должна одна сторона (еще и непонятно, какая), если ими пользуются обе? Таким образом, выходит, что вторая сторона получает услуги агентства за чужой счет.

Именно поэтому подобное «распределение» комиссий люди воспринимают как непонятное и несправедливое.

Это в конечном итоге и вызвало особую неприязнь клиентов к агентствам недвижимости. Половина из них недоумевают, почему им нужно платить «слишком много», а другая половина убеждена, что они вообще не обязаны платить.

Одностороннее взимание комиссий вызывает еще один любопытный нюанс. Получается, что если услуги агентства оплачивает лишь одна сторона, то оно должно защищать только ее интересы.

Но допустимо ли это? Неужели вы хотели бы выступать в суде, который заведомо защищает ваших противников? Или воспользоваться услугами нотариуса, который составляет договор в интересах контрагента?

Агентство априори не должно работать в интересах одной стороны в ущерб интересам противоположной. В его обязанности входит забота о достижении выгодных и справедливых условия для обеих сторон, а также гарантировать беспристрастность во время переговоров и последующего оформления сделки.

Поэтому нет никаких сомнений в том, что оплачивать комиссию выгодно обеим сторонам, которые потребляют услуги агентства недвижимости.

Когда продавец заказывает прием заявки, осмотр объекта специалистом, включение в листинг МЛС, а также выставление на продажу и сопровождение сделки, он и должен оплачивать эти услуги.

А покупатель, в свою очередь, обязан оплатить прием заявки, подбор объекта, организацию его осмотра и сопровождение сделки.

Таким образом, комиссию должны оплатить обе стороны.

Разумеется, и продавцу и покупателю агентство предоставляет разные по затратам и объему услуги. Не нужно вникать в нюансы, ведь это видно даже по объемам перечней документов, которые каждая сторона готовит для нотариального оформления сделки.

В связи с этим, стороны должны платить разные суммы комиссий, зависимо от объема и характера потребляемых ими услуг.

Именно такой механизм оплаты услуг клиенты будут воспринимать как справедливый.

Почему так необходимо оплачивать услуги риэлтора?

Смоделируем ситуацию: человек вошел в дорогой ресторан, сел за столик, заказал изысканные блюда, поел, запил дорогим вином, а потом с удивлением заявил официанту, что он и не подозревал, что за все это нужно будет платить.

Так почему же на рынке недвижимости клиент стремиться получить услуги агентства, и при этом абсолютно уверен в том, что не обязан их оплачивать?

Кстати, частичная ответственность за сложившуюся ситуацию лежит на самих агентствах недвижимости. Не они ли в течение долгих лет убеждали собственных клиентов в том, что их услуги бесплатны?

И стоит ли после этого удивляться, что большинство потребителей сегодня считают, что агентства должны работать безвозмездно…

Но такой близорукий подход вызывает проблемы и более серьезного плана.

Если агентство недвижимости предоставляет бесплатные услуги, то в сознании клиентов часто возникает непроизвольная ассоциация с чем-то малоценным и низкокачественным.

Ведь простой здравый смысл подскажет, что только незначительная и малоответственная работа может производиться бесплатно.

В итоге работа агентств начала восприниматься клиентами в качестве ничего не стоящей и малополезной суеты. А это привело к падению общественного престижа агентств недвижимости и неуважение к труду риэлтора стало входить в норму.

Но частичная ответственность за это лежит и на самих потребителях, которые отказываются проявлять должную степень рассудительности. Если человек искренне считает, что кто-то должен бесплатно решать его проблемы, то у него что-то не так либо с совестью, либо со здравым смыслом.

Таким образом, на вопрос о том, нужно ли оплачивать труд риэлтора ответ однозначный: нужно, поскольку в жизни платить надо за все, а тем более за чужой труд.

Сколько стоят услуги риэлтора и почему так дорого?

Оценка труда риэлтора связана с глубокими этичными аспектами. Дело в том, что определить себестоимость какого-нибудь товара массового производства можно достаточно просто, исходя из стоимости сырья, комплектующих, энергоносителей и т.д.

Но труд человека оценивать намного сложнее. Весь процесс предоставления услуги напрямую связан с затратой персонального таланта и индивидуального времени риэлтора. v

А оценить ценность таланта или чужое время можно лишь исходя их личных критериев, которые нельзя применить для оценки труда других людей.

Давайте рассмотрим простой пример.

Судья рассматривает дело о возмещении вреда, нанесенного достоинству человека. Он выносит решение, оценивая ущерб, например, в 10 тысяч рублей. Но на самом деле, он не имеет представления о субъективном достоинстве потерпевшего. Он руководствуется представлением о том, сколько стоит его собственное достоинство, интерполируемое им на другого человека. Фактически получается, что судья оценил в 10 тысяч рублей свое достоинство, а не чужое.

К чему я веду? Да просто к тому, что оценивать чужой труд в корне неправильно. Цену на свои услуги имеет право назначить сам риэлтор. Он должен исходить из своей репутации, занятости, собственных способностей и т.д.

А клиент в свою очередь может либо согласиться с такой оценкой, либо нет. Но давать свою личную оценку не вправе.

Однако нельзя назвать верным и подход некоторых агентств, пытающихся «обосновать» стоимость услуг, перечисляя собственные хлопоты, количество менеджеров и бумажек, которые нужно собрать и т.п.

Это выглядит как простое "набивание" цены. А между тем, репутацию и профессионализм объяснить невозможно. Ими нужно просто обладать.

Так почему же все-таки услуги риэлтора стоят так дорого?

Дело в том, что недвижимость – это самый дорогой товар. Более того, он входит в список самых важных товаров.

Действительно, продажа недвижимости не сопоставима с реализацией ни одного из любых других предметов массового потребления.

Если продать автомобиль можно в течение нескольких часов, то только на оформление сделки с недвижимостью необходимо от нескольких дней до двух-трех недель.

Как минимум месяц идет на подготовку риэлтора, а потом нужно еще полгода, чтобы он начал немного разбираться в недвижимости. А ведь риэлтор обязан не только уметь демонстрировать и осматривать объекты, но и ориентироваться в непростом правовом регулировании.

Более того, на него возложены функции переговорщика, поверенного, агента, оценщика и т.д.

Я это веду к тому, что профессионализм риэлтора - принципиально более высокий, чем у обычного продавца.

Поэтому услуги риэлторов и стоят так дорого, ведь работа профессионалов должна соответственно и оплачиваться.